Дотации это бюджетные средства предоставляемые

Фотография: Людмила Ковалева, Южноуральская панорама

Такое предложение озвучил губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Глава региона в формате ВКС выступил на Московском финансовом форуме.

Как председатель комиссии Госсовета по направлению «Экономика и финансы» Алексей Текслер озвучил ряд предложений на панельной сессии «Межбюджетные отношения: новые вызовы». Одно из них касается индексации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. «Да, на следующий год запланирована индексация в размере 7,2%, но в этом году инфляция выше плановой, и ее никто не компенсирует.

Этот вопрос надо поднимать, и дополнительно регионам сверх тех параметров, которые сегодня запланированы, индексировать дотацию на выравнивание».

Другая озвученная Алексеем Текслером инициатива — продолжить практику, при которой высвобожденные при реструктуризации бюджетных кредитов средства регионами направляются на реализацию национальных проектов. Эту идею поддержало федеральное министерство финансов.

Добавим, что участники дискуссии обсудили, как создать базу для устойчивого роста регионов России в новой реальности. На панельной сессии были рассмотрены как существующие меры поддержки, так и новые предложения.

Аргументы Недели → Самое читаемое

ВС России перебрасывают на харьковское направление тяжелые огнеметные системы «Солнцепек»

Член администрации Запорожской области Рогов: в попытке высадки украинского десанта в регионе, вероятно, участвовали наемники

Захарова считает, что длинные очереди на КПП в Запорожье говорят о том, что «украинцы уже сейчас предпочитают жить с Россией»

Россия наращивает экспорт мяса за рубеж: что это значит?

The Sun: стало известно о просьбе принца Чарльза к Гарри явиться к умиравшей королеве без Меган Маркл

Байден лично подтвердил, что будет присутствовать на похоронах королевы Елизаветы II

Как нам обустроить города?

Смотреть все лучшие новости

  • #ЗАУГЛОМАлександр Новиков об отъехавших артистах и жизни на зоне
  • 05.01.19 14:35 В сгоревшей маршрутке в Магнитогорске могла находиться семья водителя
  • 04.01.19 15:45 Трагедия в Магнитогорске: журналистов просят раскрыть источники информации
  • 04.08.17 19:56 В Челябинске трое детишек голыми руками разобрали асфальт
  • 25.07.17 16:36 В Челябинске подростки устроили паркур на куполах храма
  • Telegram | (Подписаться)Министерство обороны России показало на видео переброску войск на харьковское направление

Особенности межбюджетных трансфертов

Каждая из названных форм межбюджетных трансфертов предполагает предоставление средств из одного бюджета в другой, но для разных целей.

Субсидии могут предоставляться из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ, из бюджета субъекта РФ в федеральный бюджет, из бюджета субъекта РФ в местный бюджет, из местного бюджета в бюджет субъекта РФ, из местного бюджета в бюджеты муниципальных образований в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти, местного самоуправления.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 307-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введена ст. 183.3, предусматривающая возможность предоставления субсидий из бюджета одного субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ.

Порядок предоставления такой субсидии устанавливается законом субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, из бюджета которого предоставляется субсидия.

Субсидии предоставляются на основании соглашения.

Другой формой межбюджетных трансфертов являются субвенции, которые, как и субсидии, имеют целевой характер, но предоставляются на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, возникших в связи с исполнением полномочий Российской Федерации, переданных в установленном порядке; расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий субъекта РФ, переданных для осуществления федеральным органам исполнительной власти, в случаях, установленных федеральными законами; расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции предоставляются на основании федерального закона, закона субъекта РФ. Субвенции из местных бюджетов предоставляются в порядке, установленном ст.ст. 133, 140, 142 Бюджетного кодекса РФ.

Дотация является межбюджетным трансфертом, который предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений его использования.

Дотации бюджетам субъектов РФ предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, дотации муниципальным образованиям предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта РФ.

В отличие от субсидий, предоставление которых является правом органа государственной власти или местного самоуправления и осуществляется при выполнении определенных условий, и субвенций, предоставление которых является обязанностью органа государственной власти или местного самоуправления, передавших свои полномочия, юридическая природа дотаций основана на следующих нормах.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса РФ в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия», бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно – они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 7, ч.

2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип равномерного развития публично-правовых образований, следует, что недостаточность собственных доходных источников на уровне субъекта РФ или муниципального образования влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности регионального или местного бюджета, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из бюджета другого уровня.

Таким образом, несмотря на отсутствие в Бюджетном кодексе РФ императивно установленной обязанности вышестоящего бюджета предоставлять финансовую помощь нижестоящему бюджету, а также принцип самостоятельности бюджетов, означающий право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, вышестоящий бюджет имеет обязательство перед нижестоящим бюджетом предоставить финансовую поддержку в форме дотаций в случае недостаточности собственных доходов последнего.

Еще одной формой межбюджетных трансфертов являются иные межбюджетные трансферты, которые по своей сути схожи с субсидиями, но отличаются от них тем, что могут быть предоставлены в целях софинансирования расходных обязательств соответствующего бюджета в полном объеме (субсидии же предоставляются на условиях долевого финансирования).

Кроме того, в отличие от субсидий, перечень оснований предоставления иных межбюджетных трансфертов шире: иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами субъекта РФ; в случае софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения); в случае предоставления бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых являются резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ; в иных случаях, установленных законом.

Иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ местным бюджетам предоставляются в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований.

За нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

ОЛЬГА ДМИТРИЕВА, ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 07 (213) дата выхода от 20.07.2020.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Дотация — что это, назначение и виды

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

«Дотационные регионы», «дотационные предприятия» — эти формулировки мы слышим часто, но не все четко представляют, что это такое.

Поэтому сегодня мы разберем, что такое дотация, кому она выдается, и чем дотация отличается от субсидии.

Дотация – это …

Общий смысл этого слова можно понять при его переводе с латинского языка. «Dotatio» – это «пожертвование».

Стоит отметить, что это понятие используется только в экономическом контексте. Когда мы подаем милостыню или жертвуем на храм, мы не говорим, что сделали дотацию.

Суть понятия: дотация – это денежные средства, выдаваемые на компенсацию каких-либо издержек (что это?) или для покрытия убытков.

Выделение дотации предполагает, что существует сторона, дающая денежные средства, и сторона, их получающая.

Кто выдает дотации:

  1. государство – из бюджетов различных уровней (от федерального до местного);
  2. предприятия (для своих сотрудников).

Получателями дотаций могут быть:

    , чем федеральный (субъекты РФ);
  1. отрасли, имеющие приоритетное значение для национальной экономики (сельское хозяйство, наука, образование, медицина и т.д.);
  2. граждане, чей уровень жизни ниже прожиточного минимума (это как?);
  3. социально-незащищенные категории граждан (дети-сироты, пенсионеры, инвалиды и т.д.).

Отличие дотации от субсидии

На первый взгляд, эти два понятия очень похожи. Что их объединяет:

  1. это материальные (чаще всего – денежные) средства, выделяемые в качестве финансовой помощи;
  2. помощь является безвозмездной (не нужно возвращать ни денежные средства, ни проценты за пользование).

Отличается дотация от субсидии тем, что субсидия выделяется строго на определенные цели, а дотация – как средство финансовой помощи «в общем», без четкой целевой направленности.

Дотации субъектам РФ

Территория нашей страны огромна, в ней есть плодородные земли и пустыни, леса и степи, тундра и горы.

Очевидно, что субъекты РФ отличаются друг от друга размерами, наличием и видами природных, экономических и трудовых ресурсов (это как?), и, как следствие – уровнем экономического развития.

Это значит, что некоторые регионы РФ в состоянии обеспечить своим гражданам достойный уровень жизни, а некоторые – нет.

Именно поэтому государство, стремясь достичь сбалансированности в развитии всех своих субъектов, дотирует менее обеспеченные регионы.

Предоставление дотаций субъектам РФ регламентируется Бюджетным Кодексом (БК) РФ. В частности, в ст. 131 сказано, что дотирование региональных бюджетов производится по специальной методике.

Данная методика учитывает среднюю расчетную бюджетную обеспеченность (БО) регионов (без учета 10 наиболее и 10 наименее обеспеченных субъектов РФ). БО, в свою очередь, зависит от соотношения налоговых поступлений в бюджет и его расходов.

Дотация предоставляется тем регионам, бюджетная обеспеченность которых не «дотягивает» до средней расчетной величины БО по стране в целом. Размеры дотации вычисляются пропорционально отклонению региональной БО от средней вычисленной величины.

Дотирование субъектов РФ проводится на плановой основе. Проект о распределении дотаций ежегодно вносится в Федеральный Закон о федеральном бюджете на следующий финансовый год, который затем утверждается Государственной Думой.

Контроль за распределением дотаций и их расходованием осуществляет Счетная Палата РФ.

Дотации производителям (отраслям)

Рыночная экономика основывается на принципах самоокупаемости и самофинансирования. А это предполагает свободное формирование цен.

Государство, стремясь поддержать социально и экономически значимые сферы, и с целью недопущения неконтролируемого роста цен в этих отраслях, выдает производителям дотации из государственного бюджета.

Используя эти средства, предприятия не вправе превышать уровень цен, установленный государством на определенные виды продукции или услуги.

Примеры дотационных сфер производства и услуг:

  1. сельское хозяйство;
  2. сфера обслуживания ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства);
  3. образование и наука;
  4. медицина и т.д.

Дотации физическим лицам

Дотирование граждан осуществляется как на государственном уровне (из федерального, регионального или местного бюджета), так и на уровне отдельных предприятий и работодателей.

  1. приобретение лекарств и санаторно-курортного лечения (для инвалидов и лиц, имеющих определенные виды заболеваний);
  2. частичное возмещение оплаты услуг ЖКХ;
  3. оплата проезда в общественном транспорте; лицам, зарегистрированным в службе занятости;
  4. пособие на погребение.
  1. проезд к месту работы;
  2. обмундирование;
  3. питание;
  4. содержание несовершеннолетних детей.

В этой статье мы довольно схематично рассмотрели вопрос дотаций, чтобы дать общее представление. Более детально мы затронем эту тему в следующих статьях. До встречи на страницах нашего блога! Всем удачного дня!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Государство сначала забирает федеральные налоги, а потом распределяет между регионами. Понятно, что без дотаций не обойтись, иначе население бедных регионов начнет массово мигрировать в богатые регионы, что приведет к обезлюдиванию больших территорий страны, такой процесс уже происходит в селах и деревнях.

Вопрос только в том, действительно ли дотации доходят до тех, кто реально в них нуждается или одним чиновникам?

Статья 131 БК РФ. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации

1. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предусматриваются в составе федерального бюджета и распределяются между субъектами Российской Федерации в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

2. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации образуют Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с учетом дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

3. Проект распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации между субъектами Российской Федерации вносится в Государственную Думу в составе проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и утверждается при рассмотрении проекта указанного федерального закона во втором чтении.

При этом допускается утверждение на плановый период нераспределенного между субъектами Российской Федерации объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в размере не более 30 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 30 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.

Размер дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации бюджету каждого субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и первый год планового периода не может быть меньше размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденного соответственно на первый год планового периода и второй год планового периода в федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

4. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Использование при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации не допускается.

5. Утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

6. Уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема государственных и муниципальных услуг в расчете на одного жителя.

7. В составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Особенности расчета и распределения указанных дотаций определяются методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации могут быть установлены особенности перечисления и (или) использования указанных дотаций.

8. Министерство финансов Российской Федерации до 1 августа текущего финансового года направляет в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и до 20 августа текущего финансового года проводит сверку указанных исходных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период после 20 августа текущего финансового года не допускается.

Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Внесение изменений во внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проект распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период без внесения соответствующих изменений и дополнений в методику распределения указанных дотаций не допускается.

9. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для краев, областей, в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для консолидированного бюджета края, области, включая бюджеты автономных округов, и зачисляются в бюджет края, области, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете и договором (соглашением) между органами государственной власти края, области и органами государственной власти автономного округа.

В отношении краев, областей и автономных округов, решение об объединении которых в новый субъект Российской Федерации принято соответствующим федеральным конституционным законом, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для краев, областей, в состав которых входят автономные округа, рассчитываются для бюджета края, области и бюджетов автономных округов раздельно до 1 января 2009 года, если иное не установлено указанным федеральным конституционным законом.

10. Министерство финансов Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, заключают соглашения, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 18.07.2017 N 172-ФЗ.

Порядок, сроки подписания соглашений и требования к соглашениям, которые указаны в абзаце первом настоящего пункта, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Меры ответственности за нарушение порядка и сроков подписания соглашений и за невыполнение субъектами Российской Федерации обязательств, возникающих из соглашений, устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются в текущем финансовом году по результатам выполнения соответствующим субъектом Российской Федерации обязательств в отчетном финансовом году.

Абзац утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 18.07.2017 N 172-ФЗ.

Комментарии к ст. 131 БК РФ

Следует отметить, что в ст. 6 БК РФ закреплено лишь общее понятие дотаций.

Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 24.07.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31.

Ст. 3823. В ранее действовавшей редакции БК РФ до 26.04.2007 субвенции — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов (п.

10 ст. 6 БК РФ); субсидии — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (п. 11 ст.

6 БК РФ). См.: Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 26.04.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998.

N 31. Ст. 3823.

Дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Следует отметить, что данное понятие сильно отличается от того, которое было ранее, что связано с отграничением законодателем понятия публично-правового образования и органа государственной власти, а также их полномочий .

В частности, законодателем выделяются понятия «публичные обязательства», «финансовые органы» и др. См.: Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 24.07.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Ранее под дотацией понимались бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе (п. 9 ст. 6 БК РФ) .

Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 26.04.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823. Примечательно, что в редакции Бюджетного кодекса от 23.12.2003 содержалось несколько иное понятие дотаций и предусматривалось, что они направлялись на покрытие текущих расходов бюджета.

В существующей редакции БК РФ законодатель, закрепляя понятия форм межбюджетных трансфертов, пошел по иному пути: вместо общих понятий субсидии и субвенции он предлагает обращаться к статьям БК РФ, устанавливающим порядок передачи средств из федерального бюджета, бюджета субъекта и местного бюджета.

В рамках комментируемой статьи данный механизм сильно отличается от ранее действовавшего.

Так, если ранее закреплялось, что «Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации» , то в настоящее время речь идет о том, что «дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности предусматриваются в составе федерального бюджета» и «образуют Фонд поддержки субъектов». Последняя формулировка, на наш взгляд, является наиболее точной, так как БК РФ предусматривает, что бюджет — это форма образования и расходования денежных средств (см. ст.

6 БК РФ) .

Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 30.12.2006) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Бюджетный кодекс РФ (в редакции от 24.07.2007) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.

Примечательно, что формула, по которой определяется общий объем предоставляемых дотаций, в целом осталась прежней.

К сожалению, в рамках статьи, на наш взгляд, присутствует ошибка законодателя. Так, в п. 3 речь идет о «проекте предоставляемых дотаций», тогда как в ст. 184.2 БК РФ говорится о том, что совместно с проектом закона о бюджете предоставляются «методики (проекты методик) распределения межбюджетных трансфертов».

Закрепляя понятие уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ, законодатель таким образом выделяет самостоятельную разновидность трансфертов — дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (например, структуру и численность населения, социально-экономические, географические, климатические и др.).

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты). Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации.

Субъекты – получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются больницам, образовательным учреждениям. Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ.

Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г.

Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г.

– развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. – субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. – выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

— наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

— наличие квалифицированного кадрового потенциала;

— объем дополнительного софинансирования программы;

— наличие утвержденной социально ориентированной программы;

— удачное прохождение конкурсного отбора.

Adblock
detector