Банкротство оборонных предприятий в рф

БАНКРОТСТВО / BANKRUPTCY / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / INSOLVENCY / ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / DEFENSE INDUSTRY STRATEGIC COMPANIES / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойкова А.В., Нестерчук И.В.

В статье предпринята попытка выделить основные особенности государственного урегулирования долговых отношений предприятий оборонно-промышленного комплекса. Обобщены нормативно-правовые акты, а также практика применения отдельных их положений в отношении указанных предприятий. Выявлены особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Government regulation of insolvency (bankruptcy) defense companies

The author attempts to identify features of public resolution insolvency of the defense industry. compiled legal acts and practice of application against these companies. It identified features of defense industry.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование несостоятельности (банкротства) стратегических предприятий»

Economics & Law 2016. № 7 (65)

А.В. Бойкова , И.В. Нестерчук

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье предпринята попытка выделить основные особенности государственного урегулирования долговых отношений предприятий оборонно-промышленного комплекса. Обобщены нормативно-правовые акты, а также практика применения отдельных их положений в отношении указанных предприятий. Выявлены особенности предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, оборонная промышленность, стратегические предприятия, неплатежеспособность, антикризисное управление.

Показатели, которые в последнее время демонстрируют предприятия оборонно-промышленного комплекса (здесь и далее ОПК), создают почву для всесторонней дискуссии. С одной стороны, государство выделяет на отрасль, в простонародье получившее название «оборонка», значительные финансовые ресурсы. Так, по официальным данным, только в 2015 году из бюджета Российской Федерации, для выполнения государственного оборонного заказа, было выделено более 2 трлн.рублей [1].

С другой стороны, несмотря на то, что банкротство предприятий ОПК является скорее исключением из правила, заявления о банкротстве указанной категории должников с завидной регулярностью поступают в арбитражные суды. Так, в феврале 2016 года очередное заявлении о признании несостоятельным (банкротом) «Курганмашзавод» (крупнейшего производителя боевых машин пехоты) поступило в Арбитражный суд Курганской области [2].

Это еще раз подтверждает необходимость пересмотра принципов антикризисного управления в отношении предприятий ОПК.

В соответствии со ст. 190 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2012 года организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа относятся к стратегическим предприятиям [3].

Следует отметить, что законодатель не в полной мере учел и в этой третьей по счету редакции закона о банкротстве специфику должника-предприятия ОПК. Справедливо отметить, что при разработке положений закона в 1998 году была предпринята соответствующая попытка, и законопроект даже был принят в третьем чтении Государственной думой РФ, но не прошел одобрение Совета Федерации.

Перечень предприятий ОПК, в отношении которых применяются положения главы IX, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию. В отношении указанной категории предприятий законодатель сохранил критерий неплатёжеспособности и установил размер требований, достаточный для возбуждения производства

© Бойкова А.В., Нестерчук И.В., 2016. DOI: 10.15350/2221-7347.2016.7

Бойкова Анна Викторовна — кандидат экономических наук, доцент, Тверской государственный технический университет, Россия.

Нестерчук Иван Васильевич — адъюнкт, Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, Россия.

Экономика и право 2016. № 7 (65)

по делу о банкротстве на уровне один миллион рублей. Кроме того, помимо общеустановленных требований к кандидатуре арбитражного управляющего Правительство Российской Федерации вправе установить перечень дополнительных требований.

Практика применения положений законодательства о несостоятельности (банкротства) в отношении предприятий ОПК отмечает, что сложности возникают уже на стадии инициирования процедуры. Справедливо заметить, что в основном эта практика затрагивает категорию так называемых «отсутствующих» должников, давно прекративших свою финансово -хозяйственную деятельность, имеющих признаки вывода активов и преднамеренного банкротства.

Требования действующего законодательства, предъявляемые к заявлениям о банкротстве предприятий ОПК, не имеют принципиального отличия от прочих.

В тоже время, различия между предприятиями коммерческого и оборонного сектор определяют особенности процедуры публичного урегулирования долговых отношений.

Принимая во внимание нерыночной характер ОПК, в ряде исследований была предложена альтернативная экономическая модель, учитывающая свойственные ему отличительные черты. Kaitz E.M. (1984) [4] и Peterson B.A.

(1987) [5] предположили, что особенности деятельность производителей систем вооружения подходит больше регулируемой экономике, чем рыночной. Peck M.J., Scherer F.M. (2001) не только прямо указывают на нерыночной характер функционирования оборонной промышленности, но и отмечают, что это в принципе не возможно.

Среди прочих выделим следующие отличительные черты предприятий ОПК:

1) менее чувствительны к цикличности развития;

2) многолетний характер моделей жизненного цикла образцов продукции ОПК;

3) использование активов, фактически, принадлежащих на праве собственности государству;

4) убыточность предприятий ОПК и дотационный характер их финансирования;

5) продолжительность прогнозирования банкротств для предприятий оборонной сферы существенно отличается от коммерческих. Так если в среднем в моделях интервал прогнозирования составляет 7 лет, модели со сроком релевантным сроку проектирования и производства систем безопасности отсутствуют;

6) деятельность предприятий ОПК в каждом случае уникальна и предъявляет повышенные требования к обеспечению сохранности и конфиденциальности внутренней информации. В связи с этим, возникают определенные трудности с формированием массива исходных данных.

Таким образом, в целях сохранения стратегически важных хозяйствующих субъектов осуществляющих производство продукции, оказывающих услуги, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства необходима корректировка норм и правил государственного регулирования несостоятельности (банкротства) данной категории предприятий.

[1] Шойгу С.К. Новая системы финансового мониторинга гособоронзаказа как приоритетное направление ликвидации угроз национальной безопасности [Электронный ресурс] // Финансовая безопасность. 2016. №9. URL: http: // www.fedsfm.ru/content/broshure9_final.pdf (дата обращения: 12.06.2016).

[2] Новости ВПК [Электронный ресурс] // URL:http: // vpk.name/news/150574_podan_isk_o _bankrotstve_kurganmashzavoda_edinstvennogo_v_rossii_proizvoditelya_bmp.html (дата обращения: 12.06.2016).

[3] Российская Федерация. Законы. О несостоятельности (банкротстве) [Текст]: федер.закон: [принят Гос.Думой 27 сентября 2002 г.: одобр. Советом Федерации 16 октября 2002 г.: по состоянию на 28.11.2011 г.]. — М.: Проспект, 2009. — 224 с. — (Актуальный закон)

[4] Peterson B.A. The Defense Industry: An illusion of a free Free market / Peterson B.A. // National contract management journal. 1987. — vol. 21. — pp. 107-108

Economics & Law 2016. № 7 (65)

A. V. Boykova, I. V. Nesterchuk

GOVERNMENT REGULATION OF INSOLVENCY (BANKRUPTCY) DEFENSE COMPANIES

The author attempts to identify features ofpublic resolution insolvency of the defense industry. compiled legal acts and practice of application against these companies. It identified features of defense industry.

Keywords: bankruptcy, insolvency, defense industry strategic companies, insolvency, crisis management.

Adblock
detector