144 приказ мвд россии об орд

Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

Г.А. КОКУРИН

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) согласно ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Закон, который дает исчерпывающий перечень ОРМ, не подлежит расширительному толкованию (ч.

1 ст. 6) и не раскрывает их определения. Правда, в юридической литературе есть различные формулировки ОРМ.

Например, А.Е. Чечетин под оперативно-розыскными мероприятиями понимает «закрепленные в Законе об ОРД и проводимые уполномоченными на то субъектами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов действия, основанные на применении преимущественно негласных средств и методов в сочетании с гласными средствами и методами, направленные на непосредственное выявление фактических данных, необходимых для решения задач ОРД» .

———————————
Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». М., 2008. С. 38.

Из анализа ведомственных, подзаконных нормативных актов и правоприменительной практики следует, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется путем производства не только ОРМ, но и оперативно-технических мероприятий (ОТМ). Заметим, что в Законе об ОРД даже нет данного термина. Подзаконные нормативные акты ведомственного, закрытого характера (приказы, инструкции) МВД РФ предусматривают три вида оперативно-технических мероприятий: негласная аудиозапись (НАЗ), негласное видеонаблюдение (НВ), негласное видеодокументирование (НВД), и регламентируют порядок их проведения, однако не называют их таковыми.
В теории оперативно-розыскной деятельности существуют разные толкования ОТМ.

Так, С.Д. Ковалев и Е.В. Полуянова считают, что ОТМ — это мероприятия, «проводимые подразделениями УОДОП негласно с использованием специальных технических средств и направленные на получение и фиксацию информации, необходимой для реализации задач ОРД» .

Они применяются для тайного слежения (наблюдения) за действиями, операциями, разговорами и местами нахождения проверяемых (разрабатываемых) лиц в жилых и нежилых помещениях (служебных, общественных, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских), в транспортных средствах и на открытой местности. ОТМ проводятся специальными оперативно-техническими и оперативно-поисковыми подразделениями с привлечением должностных лиц иных оперативных подразделений. Специальные технические средства (аудио- и видеозаписи) используются для наблюдения за определенными лицами, заподозренными в совершении преступления, либо другими криминальными объектами.
———————————
УОДОП — Управление по обеспечению деятельности оперативных подразделений.
Ковалев С.Д., Полуянова Е.В.

О соотношении понятий оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-технических мероприятий // Борьба с пенитенциарной преступностью: опыт, проблемы, перспективы: материалы межвуз. науч.-практ. конф.

Владимир, 2013. С. 69.

Выборочное изучение приговоров и уголовных дел показало, что сотрудники оперативно-розыскных органов применяют «суррогатные» виды и формы оперативно-розыскной деятельности, которые позволяют относительно легко модифицировать представленные в цифровом виде результаты ОРД . К ним можно отнести аудио- и видеозаписи, фотографии, перехваченные телефаксные, телеграфные, компьютерные сообщения, выполненные с помощью цифровых камер и компьютеров. На наш взгляд, это крайне опасно.
———————————
Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред.

К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю.

Шумилова. М., 2002. С.

570.

Следует особо отметить, что оперативно-технические мероприятия должны осуществляться строго в рамках Закона об ОРД и иных правовых актов, поскольку результаты (сведения), полученные в ходе производства ОТМ, в последующем (после их проверки и оценки) становятся неопровержимыми доказательствами. В связи с этим для правоприменителей очень важно знать, что такое оперативно-технические мероприятия — самостоятельный вид ОРД или составная часть оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, необходима четкая правовая регламентация проведения отдельных видов оперативно-технических мероприятий, поскольку не основанное на законе бесконтрольное использование специальных технических средств может создать (повторим) условия для фальсификации результатов ОРД и провокации со стороны ее субъектов.
По нашему мнению, понятие оперативно-технических мероприятий является более узким, чем понятие оперативно-розыскных мероприятий.

Первое понятие — важный компонент второго, его составная часть. ОТМ могут проводиться лишь при выполнении отдельных ОРМ, а полученные результаты могут использоваться только для решения оперативно-тактических задач либо при производстве отдельных следственных действий по уголовному делу. Доказывание с помощью результатов негласной аудиозаписи переговоров заподозренного лица противоречит положениям Конституции РФ (ст.

ст. 17 — 64) и решениям Европейского суда по правам человека и допустимо, на наш взгляд, лишь с санкции суда.
Следует особо подчеркнуть, что нередко понятие оперативно-технических мероприятий (НАЗ, НВ, НВД) подменяется понятием ОРМ «наблюдение с использованием специальных технических средств (НАЗ, НВ, НВД)». Как нам кажется, необходимо, чтобы Федеральный закон установил правовые основания и условия проведения оперативно-технических мероприятий, а также разницу между ОРМ с использованием специальных технических средств для наблюдения за лицами, объектами и ОРМ «наблюдение».

В противном случае мы еще долго не избавимся от противоречий в судебной практике. Приведем два примера.
1. Белевитина признали виновным в получении двух взяток в крупном размере, а Никитина — в пособничестве ему.

Как указала в своем Определении Военная коллегия Верховного Суда РФ, «получение Белевитиным взяток нашло свое полное подтверждение в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проведенных сотрудниками Департамента военной контрразведки ФСБ России.
При этом такое оперативно-розыскное мероприятие, как наблюдение с использованием специальных технических средств для производства аудио- и видеозаписей было проведено в полном соответствии с требованиями Федерального закона (выделено нами. — Г.К.) от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на основании соответствующего Постановления от 14 августа 2009 г., подписанного руководителем Департамента военной контрразведки ФСБ России» .

Однако, как представляется, результаты оперативно-розыскных мероприятий не являются доказательствами, обвинение не может быть на них основано, а результаты ОРМ (в данном случае — негласное видеодокументирование) не могут подтверждать получения взяток Белевитиным.
———————————
Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 16 октября 2012 г. по уголовному делу N 201-О12-10 А.Б. Белевитина, осужденного по ч.

5 ст. 33 и п. «в» ч.

5 ст. 290 УК РФ // URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=509660.

2. Бабаджанова А.Б. обвиняют в вымогательстве взятки.

Оперативные сотрудники УФСБ по Свердловской области в течение месяца проводили ОРМ «наблюдение с использованием технических средств НАЗ» за Бабаджановым А.Б., его разговоры с потерпевшим Д. фиксировали на диктофон. Вместе с материалами ОРД в следственные органы они передали лазерный диск с записями этих разговоров.

Позднее результаты, полученные в ходе данного ОРМ, без соответствующего анализа и проверки легли в основу обвинительного приговора, вынесенного Октябрьским судом Екатеринбурга. В приговоре не было ничего сказано о законности ОРМ «наблюдение с использованием специальных технических средств НАЗ», проведенных оперативными сотрудниками УФСБ по Свердловской области. В апелляционном определении коллегии Свердловского областного суда лишь указывалось: «То обстоятельство, что наблюдение за Бабаджановым А.Б.

с использованием технических средств НАЗ, НВД проводилось до возбуждения уголовного дела, не влечет признание данного следственного действия недопустимым доказательством» . Бабаджанова А.Б. признали виновным в вымогательстве взятки и приговорили к восьми годам лишения свободы.
———————————
Апелляционное определение коллегии Свердловского областного суда от 31 января 2014 г.

по уголовному делу N 22-61/2014 А.Б. Бабаджанова, осужденного по ч. 6 ст.

290 УК РФ // URL: http://sudact.ru/regular/doc/rMfpWEVJsOLV.

Отметим, что проведение оперативно-технических мероприятий (НАЗ, НВ, НВД) возможно только по решению руководителя оперативного органа должностными лицами оперативно-технических подразделений оперативных аппаратов (штатными негласными сотрудниками), а ОРМ «наблюдение» могут самостоятельно осуществлять любые должностные лица оперативных органов.
Представление результатов ОТМ органу дознания, следователю или суду допустимо лишь при согласовании с руководителем оперативно-технического и оперативно-поискового подразделения оперативного органа. При осуществлении ОРМ «наблюдение» неспециализированными подразделениями вопрос о представлении его результатов решает оперативный сотрудник.
Должностные лица оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, проводивших ОТМ, не могут быть допрошены в качестве свидетелей по уголовному делу в связи с их участием в организации и производстве ОТМ. Должностные лица оперативных аппаратов, непосредственно проводившие ОРМ «наблюдение», как правило, допрашиваются в качестве свидетелей в процессе уголовного судопроизводства.
Важно, что ОТМ осуществляются только негласно, а ОРМ «наблюдение» — как негласно, так и гласно, например с привлечением к участию в нем отдельных лиц.
Закон об ОРД не предусматривает каких-либо ограничений в проведении ОРМ «наблюдение», должностные лица оперативных органов самостоятельно решают вопросы организации и осуществления данного мероприятия, которое не требует судебного либо ведомственного санкционирования, а также применения специальных технических средств при его производстве.
В решениях же Европейского суда по правам человека говорится о необходимости получения судебного решения об использовании негласных средств для фиксации результатов наблюдения, в противном случае нарушаются положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В заключение подчеркнем, что законодательное закрепление оперативно-технических мероприятий (прежде всего в Законе об ОРД) является важнейшим условием соблюдения требований закона не только при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий, но и в тех ситуациях, когда специальные технические средства применяются самостоятельно в процессе оперативно-розыскной деятельности.

Список литературы

  1. Апелляционное определение коллегии Свердловского областного суда от 31 января 2014 г. по уголовному делу N 22-61/2014 А.Б. Бабаджанова, осужденного по ч. 6 ст. 290 УК РФ // URL: http://sudact.ru/regular/doc/rMfpWEVJsOLV.
  2. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». М., 2008.
  3. Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 16 октября 2012 г. по уголовному делу N 201-012-10 А.Б. Белевитина, осужденного по ч. 5 ст. 33 и п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ // URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=509660.
  4. Ковалев С.Д., Полуянова Е.В. О соотношении понятий оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-технических мероприятий // Борьба с пенитенциарной преступностью: опыт, проблемы, перспективы: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Владимир, 2013.
  5. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М., 2002.

References

  1. Apellyacionnoe opredelenie kollegii Sverdlovskogo oblastnogo suda ot 28 yanvarya 2014 g. po ugolovnomu delu N 22-61/2014 Babadzhanova A.B., osuzhdennogo po ch. 6 st. 290 UK RF // URL: http://sudact.ru/regular/doc/rMfpWEVJsOLV.
  2. Kassacionnoe opredelenie Voennoj kollegii Verxovnogo Suda RF ot 16 oktyabrya 2012 g. po ugolovnomu delu N 201-012-10 Belevitina A.B., osuzhdennogo po ch. 5 st. 33 i p. «v» ch. 5 st. 290 UK RF // URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=509660.
  3. Kovalev S.D., Poluyanova E.V. O sootnoshenii ponyatij operativno-rozysknyx meropriyatiji operativno-texnicheskix meropriyatij // Bor’ba s penitenciarnoj prestupnost’yu: opyt, problemy, perspektivy: materialy mezhvuz. nauch.-prakt. konf. Vladimir, 2013.
  4. Operativno-rozysknaya deyatel’nost’: Uchebnik / Pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchinskogo, A.Yu. Shumilova. M., 2002.
  5. Vagin O.A., Isichenko A.P., Chechetin A.E. Kommentarij k Federal’nomu zakonu ot 12 avgusta 1995 g. N 144-FZ «Ob operativno-rozysknoj deyatel’nosti». M., 2008.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

1. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности. Уровни правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.

2. Значение, структура и характеристика Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

2. Значение, структура и характеристика Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Особое место среди нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность занимает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Характерными чертами ФЗ «Об ОРД» являются:

— закрепление общих правил осуществления ОРД на законодательном уровне;

— усиление значения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ОРД;

— определение общих положений осуществления данной деятельности для всех субъектов ОРД;

— положил начало процессу кодификации правовых норм оперативно-розыскной деятельности и формированию новой отрасли российского законодательства.

Структуру действующего ФЗ «Об ОРД» составляют:

— преамбула, в которой отражается, что Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении ОРМ;

— глава 1. Общие положения (ст. 1-5). В ней находят нормативное закрепление определение ОРД, ее цели, задачи, принципы и основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при ее осуществлении;

— глава 2. Проведение оперативно-розыскных мероприятий (ст.6-12). В ней определяется перечень ОРМ и устанавливает порядок их проведения;

— глава 3. Органы, осуществляющие ОРД (ст. 13-16). Здесь даётся перечень оперативно-розыскных органов и условия их деятельности;

— глава 4. Содействие граждан органам, осуществляющим ОРД (ст.17-18). Эта глава излагает систему общих предписаний, касающихся оснований и условий привлечения отдельных лиц к участию в ОРД;

— глава 5. Финансовое обеспечение ОРД (ст. 19). Данной главой регулируется такой вид обеспечения ОРД, как финансирование;

— глава 6. Контроль и надзор за ОРД (ст. 20-23). В ней излагается система ведомственного, вневедомственного контроля и организации прокурорского надзора за данной деятельностью. В ст.23 отражается порядок вступления Федерального закона в силу и определяются пределы его действия во времени.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД» общим условием проведения ОРМ выступает возможность их осуществления на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия ФЗ «Об ОРД» в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Согласно воле законодателя такие исключения допустимы, что должно быть предусмотрено федеральным законом (см. ч.

1 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»).

Первое исключение. В ст. 12 УК РФ содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность осуществления ОРД за рубежом.

Второе исключение допустимо исходя из предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления ОРМ за пределами России. Например, Советом министров внутренних дел государств — участников СНГ 18 декабря 1998 г.

подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере специального сопровождения ОРД (имеется в виду сопровождение оперативной разведки, оперативно-поисковых мероприятий, наружного наблюдения). В Соглашении отмечено, что в соответствии с государственным суверенитетом осуществление специального сопровождения оперативной разведкой на территории другого государства не допускается.

Третье исключение. С учетом того, что в исключительных случаях уголовная юрисдикция России осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море (см. ст.

17 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»), ОРД возможна для обеспечения производства расследования преступления на борту иностранного судна во время его прохода в случаях, если: последствия преступления распространяются на территорию России; такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами России, и др.

Четвертое исключение. Федеральный закон применяется также в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России.

Пятое исключение. Непосредственно в ФЗ «Об ОРД» установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч.

5 ст. 13 ОРМ в следственных изоляторах «чужие» оперативники вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России. По времени действия существуют нормативно-правовые акты неопределенно-длительного времени, к которым относится и ФЗ «Об ОРД».

Временем вступления в силу данного закона считается 18 августа 1995 г.

Ошибки при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Проанализируем типичные ошибки, которые допускаются в различных регионах РФ при проведении ОРМ.

ОШИБКА 1

Постановление о проведении проверочной закупки часто утверждается ненадлежащим лицом. Согласно ч. 7 ст.

8 Закона об ОРД этот вид ОРМ проводится на основании постановления, утверждаемого только руководителем органа или его заместителем, осуществляющего ОРД. Разновидности ошибки: постановление утверждается заместителем начальника» начальником подразделения (например, начальником ОС, МРО) и т. п.

Это нарушение закона имеет фатальный характер и может повлечь постановление оправдательного приговора.

Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ

Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Принят Государственной Думой
5 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

При решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:

1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.

2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.

3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.

4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.

5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Adblock
detector