Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Хвойнинского муниципального района за 2016 год


252.5 Кб
скачать

115 от 31.01.2017

 

ДУМА ХВОЙНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 

РЕШЕНИЕ

Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты
Хвойнинского муниципального района за 2016 год


В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», решением Думы Хвойнинского муниципального района от 28.11.2011 № 69 «О Контрольно-счетной палате Хвойнинского муниципального района», Дума Хвойнинского муниципального района РЕШИЛА:
1. Принять к сведению отчет о работе Контрольно - счетной палаты Хвойнинского муниципального района за 2016 год.
2. Опубликовать настоящее решение в бюллетене «Офици-альный вестник и разместить на официальном сайте в сети Интернет.


Глава района Председатель Думы
С.А.Новосёлова
М.С.Ермолин

№ 115
31.01.2017

 

Отчет
о работе Контрольно-счетной палаты Хвойнинского муниципального рай-она за 2016 год


Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Хвойнинского муниципального района за 2016 год (далее – Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями раздела 7 Положения о Контрольно-счетной палате Хвойнинского муниципального района, утвержденного решением Думы Хвойнинского муниципального района от 28.11.2011 №69 с учетом изменений.
Основные итоги деятельности
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом Хвойнинского муниципального района, Положением о контрольно-счетной палате Хвойнинского муниципального района (далее – Контрольно –счетная палата ) осуществлялся внешний го-сударственный финансовый контроль за формированием и исполнением бюджета муниципального района и бюджетов Хвойнинского городского поселения и сельских поселений муниципального района, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом Хвойнинского района.
Организация работы Контрольно-счетной палаты строилась на укреплении и развитии основополагающих принципов деятельности Контрольно-счетной палаты: законности, объективности, независимости и гласности.
В целях выполнения установленных полномочий Контрольно - счетной палатой осуществлялась контрольная, экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность.
Все контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, прове-денные в 2016 году, реализовывались в соответствии с годовым планом работы, утвержденным председателем Контрольно-счетной палаты. Оп-ределение направлений проведения контрольных мероприятий осуществлялось, в основном, исходя из поступивших в Контрольно-счетную палату предложений Главы Хвойнинского района и предложений Счетной палаты Новгородской области. В течение отчетного периода в связи с обращением в Администрацию района Управления Федеральной службы безопасности РФ в годовой план работы Контрольно-счетной палаты дополнительно было включено одно контрольное мероприятие. В целом, план работы Контрольно-счетной палаты отчетного года выполнен в полном объеме.

В 2016 году продолжена дальнейшая работа по обеспечению про-ведения финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ Хвойнинского муниципального района, Администраций поселений и правовых актов, вносящих в них изменения. Учитывая, что имеющееся взаимодействие с Администрациями в сфере регулирования вопросов формирования и реализации муниципальных программ Хвойнинского района является частью новой системы муниципального программно-целевого планирования, Контрольно-счетная палата и в дальнейшем будет уделять пристальное внимание данному направлению экспертно-аналитической деятельности.
Общие итоги деятельности Контрольно- счетной палаты за 2016 год характеризуются следующими показателями. Всего проведено 99 мероприятий, из которых 68 экспертиз правовых актов, 2 экспертно-аналитических мероприятия и 29 контрольных мероприятий. В процессе осуществления внешнего муниципального финансового контроля проверками охвачено 18 объектов контроля. Все из них - органы местного самоуправления.
Сравнение количественных показателей проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий показывает, что преобладающей в деятельности КСП является аналитическая направленность. Это объясняется изменениями законодательства, ориентирующими орган внешнего финансового контроля на оценку эффективности бюджетных расходов и предотвращение финансовых нарушений до осуществления контрольных действий. Объем про-анализированных средств по экспертно-аналитическим мероприятиям в размере 458,3 млн.руб. соотносится с объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующими решениями о районном бюджете и бюджетах поселений. При этом анализ проводился под разным углом: в ходе принятия расходных обязательств, при планировании бюджетных ассигнований, в процессе формирования муниципальных программ муниципальных образований Хвойнинского муниципального района.
Объем средств, проверенных в ходе контрольных мероприятий, составил 17,3 млн.руб.
В целях обеспечения единого подхода при оценке установленных в ходе контрольных действий нарушений в 2016 году контрольно-счетным органом применялся Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного контроля. Данным классификатором введен новый подход, предусматривающий классификацию нарушений, как по количественным, так и по стоимостным параметрам в зависимости от вида нарушений.
В 2016 году объекты контроля больше всего допускали нарушений в сфере формирования и исполнения бюджета. Большее количество нарушений по экспертно-аналитическим мероприятиям касается нарушений порядка формирования и реализации муниципальных программ, по контрольным мероприятиям - это выявленные нарушения в сфере закупок.
Следует отметить, что аудит в сфере закупок, который осуществля-ется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», является новым полномочием КСП.
В 2016 году в рамках проведения контрольных мероприятий проверялись отдельные вопросы аудита:
- вопрос аудита в сфере заключенных муниципальных контрактов,
- вопрос в сфере закупок у единственного поставщика.
В 2016 году проведены следующие контрольные мероприятия:
1. Проверка целевого и эффективного использования средств бюджетов, направленных на благоустройство территорий поселений в 2016 году.
Проверены 5 поселений, в том числе Администрации Юбилейнин-ского , Анциферовского, Песского и Остахновского сельских поселений, Комитет городского хозяйства по осуществлению расходных обязательств Хвойнинского городского поселения.
2. Проверка расходования финансовых средств, выделенных в 2014-2016 годах из районного бюджета на условиях софинансирования на строительство детского сада на 240 мест ( Проверено Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» р.п. Хвойная ).
3. Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, в направленных на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физкультурой и спортом в 2015 году. ( Проверены 4 школы, в том числе МАОУ «Средняя школа с.Левоча», МАОУ «Средняя школа с.Песь», МАОУ «Средняя школа с.Анциферово и », МАОУ «Средняя школа п.Юбилейный»).
4. Проверка эффективности и использования бюджетных средств, выделенных молодым семьям на приобретение (строительство) жилья. Проверен Комитет культуры, молодежной политики и спорта Администрации района.
По результатам проверок руководителям объектов контроля на-правлено 9 представлений, в том числе:
- Главам Анциферовского и Песского сельских поселений, председателю комитета городского хозяйства Администрации Хвойнинского муниципального района по результатам проверки целевого и эффективного использования средств бюджетов, направленных в 2016 году на благоустройство территорий поселений.
Выявлены нарушения законодательства о контрактной системе в соответствии с ФЗ от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ, так же нарушения законодательства о контрактной системе (в соответствии с ФЗ от 18 июля 2011г №223-ФЗ), которые установлены при проверке целевого и эффек-тивного использования бюджетных средств, направленных на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физкультурой и спортом в 2015 году .
В целях соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг согласно Федеральному закону №223-ФЗ руководителям объектов контроля направлены 2 представления:
-МАОУ «Средняя школа с.Песь» с предложением пересмотреть Положение о закупках в МАОУ «Средняя школа с.Песь» и внести изме-нения в Положение о закупках в части оснований закупок у единственного поставщика (исполнителя) ;
- МАОУ «Средняя школа п.Юбилейный» с предложением пере-смотреть Положение о закупках и разместить Положение о закупках на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
В нарушение пункта Соглашения о предоставлении в 2015 году субсидии на софинансирование социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья не обеспечена результативность использования бюджетных средств в отношении одной молодой семьи. Сумма выплаченных средств составила 559,4 тыс.руб.
В результате проведения контрольной деятельности согласно вве-денной классификации сумма выявленных нарушений неэффективного и нерезультативного использование бюджетных средств в стоимостном выражении составила 739,8 тыс.руб. Следует отметить, что вышеуказанным Классификатором нарушений не предусмотрено такой группы нарушений, как неэффективные расходы. Однако, как показали результаты проведенных контрольных действий, имеется несоблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, определенного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при проверке муниципальных контрактов, заключенных поселениями по вопросам благоустройства, в нарушение п.2 статьи 9 Федерального закона от 6.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» к учету приняты акты выполненных работ, не содержащие обязательного реквизита – натуральных измерителей хозяйственных операций. Согласно имеющихся актов, работы выполнены в полном объеме, при этом ни муниципальные контракты, ни акты выполненных работ не содержат конкретный перечень (состав) работ, объем указанных услуг, что не позволяет в полной мере произвести оценку объема выполненных работ.
Выявленные факты неэффективного и нерезультативного распоря-жения финансовыми средствами можно отнести к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, которое выразилось в расходование бюджетных средств с превышением необходимого (возможного) объема затрат, но при получении требуемого результата.
Таким образом, всего в 2016 году КСП выявлено 6 случаев наруше-ния принципа эффективности использования бюджетных средств на об-щую сумму 739,8 тыс. рублей.
Имели место 2 случая нецелевого использования бюджетных средств. Нарушения устранены во время проверки, до подписания акта.
В период проверки расходы в сумме 2906,9 руб. по Песскому сельскому поселению и 250,0 тыс.руб. по Хвойнинскому городскому поселению уточнены в Федеральном казначействе уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежа и восстановлены по статье «Благоустройство».
Работа, направленная на устранение недостатков в 2016 году строи-лась в зависимости от характера выявленных нарушений и недостатков, принимались соответствующие меры в рамках установленной компетен-ции и предоставленных полномочий. С целью обеспечения контроля, принятия мер воздействия, а также дальнейшего недопущения нарушений отчеты о результатах контрольных мероприятий в обязательном порядке направлялись Главе района и Главам поселений, а также Думу Хвойнинского муниципального района и Советы депутатов поселений, при необходимости Председателям соответствующих Комитетов Администрации района.
Эффективность работы органа внешнего муниципального контроля характеризуется исполнением его предложений по материалам проведенных мероприятий. Всего в 2016 году КСП палатой направлено 46 предложений, содержащихся как в представлениях (9 представлений), так и в заключениях на проведение экспертизы (37). На дату составления настоящего Отчета всеми объектами контроля приняты соответствующие меры по всем заключениям, некоторые предложения контрольно-счетной палаты требуют более длительных временных интервалов для их реализации, исполнено 9 представлений. Принятие мер по исполнению предложений контрольно-счетной палаты указыва-ют на обоснованность выявленных нарушений.
Результаты экспертно-аналитической и контрольной деятель-ности
Осуществление экспертно-аналитических мероприятий, которые реализуются посредством проведения экспертизы проектов решений Думы муниципального района, проектов Постановлений Администрации Хвойнинского муниципального района, внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района и бюджетов поселений, финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ Хвойнинского района в части, касающейся расходных обязательств Хвойнинского района направлено, прежде всего, на предотвращение нарушений в финансово-бюджетной сфере, поэтому является важным направлением в деятельности контрольно-счетной палаты.
Всего в 2016 году проведено 68 экспертиз (по проектам решений Ду-мы о районном бюджете и бюджетах поселений -20, проектам постановлений муниципальных программ Хвойнинского района и муниципальных программ поселений района, в том числе о внесении изменений – 48.
По всем проведенным экспертизам подготовлены заключения. Пред-ложения и замечания Контрольно-счетной палаты по законопроектам, в основном, сводились к необходимости приведения отдельных норм проектов в соответствие с законодательством, к уточнению финансово-экономических обоснований в части их обоснованности и соотнесения объема средств, необходимых для реализации проекта решения с объе-мом средств, предусмотренных в районном бюджете. Замечания по муниципальным программам, как правило, были связаны с нарушением порядка формирования муниципальных программ, неточностями по объему финансирования, отсутствием обоснований и соответствующих расчетов для сохранения (изменения) значений целевых показателей муниципальных программ при пересмотре размера финансирования.
Заключения Контрольно-счетной палаты в установленном порядке направлены разработчикам проектов и использованы для доработки окончательной редакции правовых актов.
Традиционно на протяжении ряда лет КСП в соответствии с требо-ваниями бюджетного законодательств проводит внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета района и бюджетов поселений. Данное мероприятие является особой формой контроля, включающей проведение как экспертно-аналитических, так и контрольных мероприятий, и требует больших трудозатрат.
В 2016 году Контрольно-счетной палатой проведена внешняя проверка бюджетной отчетности за 2015 год восемнадцати главных администраторов средств бюджета района и бюджетов поселений. Проверка показала, что годовая бюджетная отчетность главных администраторов средств районного бюджета и бюджетов поселений в целом, за исключением отчета Хвойнинского городского поселения, достоверно отражает фактическое исполнение консолидированного бюджета района. В отчетном периоде главные администраторы средств районного бюджета и бюджетов поселений учли в своей работе замечания контрольно-счетной палаты, сделанные по результатам проверки годовой бюджетной отчетности за 2014 год, и добились в 2015 году улучшения работы по составлению годовой бюджетной отчетности. Вместе с тем, в ходе контрольных действий выявлено нарушений и недостатков в ходе исполнения бюджета на сумму 2938,7 тыс. рублей ( в нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ муниципальным районом приняты бюджетные обязательства в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств:
по Администрации Хвойнинского муниципального района в сумме 1718,1 тыс. руб.; по Комитету Хвойнинского городского хозяйства в сумме 1220,6 тыс.руб., в том числе 33,5 тыс.руб.(за счет бюджета района) и 1187,1 тыс.руб. (за счет бюджета городского поселения).
Кроме того, в ходе проверки выявлены факты, не оказавшие влияния на достоверность бюджетной отчетности, но имеющие отношение к эффективности бюджетного процесса в целом и эффективности расходования бюджетных средств:
- остается недостаточно качественным оформление Пояснительных записок к отчетности: не отражены результаты анализа и сопоставле-ния причин образования дебиторской и кредиторской задолженности (в том числе просроченной).
Анализ допущенных нарушений, не имеющих стоимостных характеристик, показал, что имеется нарушение общих требований к бухгалтерской отчетности, в том числе к ее составу (отсутствие нормативно -определенных форм, неотражение причин изменения (неосвоения) бюджетных ассигнований и другие).
В ходе внешней проверки главных распорядителей и получателей средств бюджета Хвойнинского муниципального района установлено, что не решен вопрос дебиторской/кредиторской задолженности.
При анализе кредиторской задолженности установлено, что по сравнению с данными на начало года кредиторская задолженность на 01 января 2016г увеличилась на 14,8 млн. рублей (19,9%). и составляет 88,6 млн.руб.
Всем главным распорядителям и получателям средств бюджета Хвойнинского муниципального района даны рекомендации. Трем адми-нистраторам бюджетных средств (Администрация района, комитет финансов и комитет городского хозяйства выписаны представления). Кроме того, по сельским поселениям одно представление направлено Главе Звягинского сельского поселения.
Заключения Контрольно-счетной палаты, оформленные по результатам внешних проверок, доведены до сведения каждого главного администратора средств районного бюджета и бюджетов поселений. Сводная информация представлена Главе района, в Думу Хвойнинского муниципального района и в Комитет финансов, которым проведены мероприятия по повышению качества бюджетной отчетности. Заключение КСП, обобщающее итоги внешней проверки годового отчета об исполнении областного бюджета за 2015 год, рассмотрено на заседании депутатских комиссий в мае 2016 года.
В отчетном периоде усилена работа по результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия по высокодотационным муниципальным образованиям, попадающими под действие пункта 4 статьи 136 БК РФ, а также проведено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу объемов и характеристик бюджета муниципального района и бюджетов поселений и структуры муниципального долга Хвойнинского муниципального района (за период 2014-2015 годы).
Результаты экспертно-аналитического мероприятия направлены в Счетную палату НО, по рассмотрениям которых Главе района и Председателю Комитета финансов района направлена аналитическая записка с предложением принять меры по усилению финансового контроля за качеством бюджетной отчетности муниципальных поселений, представляемой для составления бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
Все материалы по проведенным контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям направлены в течение года были направлены в Думу Хвойнинского муниципального района и доведены до каждого депутата.
Информирование о деятельности Счетной палаты
Реализация принципа гласности и открытости в деятельности Счет-ной палаты, как и в предыдущие годы, осуществлялась в различных направлениях.
В 2016 году Контрольно-счётной палатой продолжено взаимодействие со Счётной палатой Новгородской области, с контрольно-счётными органами муниципальных образований Новгородской области в части обмена опытом и информационно-методическими материалами.
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности Кон-трольно-счётной палаты в 2016 году осуществлена публикация информации о деятельности КСП за 2015 год в информационном бюллетене «Официальный вестник».
В 2016 году продолжена работа по информационному обеспечению официальной страницы Контрольно-счетной палаты на сайте Администрации района, где размещена информация о деятельности контрольно-счетной палаты и результатах всех проведенных контрольных и экспертно – аналитических мероприятий.


Председатель
Контрольно-счетной палаты Л.А. Петрова

 


Нарушения по классификатору за 2016 год

Пункт  классификатора

 Вид нарушения/нарушение

Правовые основания квалификации  нарушения

 Кол-во

 Сумма

тыс.

руб.

Организации

1

2

3

4

5

6

 

1.1.4

Несоответствие (отсутствие) документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета, требованиям законодательства

Статья 184 Бюджетного кодекса РФ

8

-

Остахновское с/п

Песское с/п

Дворищинское с/п

Боровское с/п

Миголощское с/п

Минецкое с/п

Звягинское с/п

Юбилейнинское с/п

1.1.20

 

Нарушение порядка разработки федеральных целевых программ, региональных целевых программ и муниципальных целевых программ

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня

 1995 г.№594

16

-

16 заключений по вновь принятым  муниципальным программам

Поселения:

Хвойнинское город.

Боровское с/п

Звягинское с/п

Минецкое с/п

Миголощское с/п

Кабожское с/п

Юбилейнинское с/п

1.2.1

Нарушение положений нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации о мерах по реализации закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и на плановый период

закон (решение) о бюджете

1

79,7

Хвойнинское городское поселение

 

1

2

3

4

5

6

1.2.2

Нарушение порядка реализации государственных (муниципальных) программ

Статья 179 Бюджетного кодекса РФ

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа2010 г. № 588

Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября2013 г. № 690 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ РФ»

9

-

Администрация Хвойнинского  муниципального района

Комитет культуры

 

1.2.6

Нарушение порядка применения бюджетной классификации РФ

Приказ Министерства финансов РФ от 1 июля2013 г. № 65н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ»

2

252,9

Хвойнинское городское поселение,

Песское сельское поселение

1.2.42

Несоблюдение порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи

Статья 217 Бюджетного кодекса РФ Приказ Минфина РФ от 23 ноября2011 г. N 159н «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета

3

-

Хвойнинское городское поселение,

Звягинское сельское поселение, Боровское сельское поселение

 

1

2

3

4

5

6

 

 

(главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета»)

 

 

 

1.2.59

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств

 

Абзац 3 статьи 162, пункт 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ

3

2938,7

Администрация   Хвойнинского  муниципального    района    – 1718,1 т.р

Хвойнинское  городское     поселение -1187,1 т.р

Комитет    городского    хозяйства – 33,5

1.2.96

Нарушение порядка обеспечения открытости и доступности сведений, содержащихся в документах а, равно как и самих документов государственных (муниципальных) учреждений путем размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Пункт 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

статья 2 Федерального закона от 3 ноября2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»

1

-

МАОУ СОШ п.Юбилейный

1.2.101

Нарушения при выполнении или невыполнение государственных (муниципальных) задач и функций государственными органами и органами местного самоуправления, органами государственных внебюджетных фондов (за исключением нарушений, указанных в иных пунктах классификатора)

 

2

180,4

Хвойн.гор.пос.-125,4 т.р.

Анциферовское с/п -55,0 т.р.

2.2.

Нарушение требований, предъявляемых к оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами

Статья 9 Федерального закона от 6 декабря2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2

-

Хвойнинское городское поселение,

Анциферовское сельское    поселение

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

4.4

Несоблюдение порядка заключения государственного или муниципального контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

Статьи 525 - 534, 763 - 768 Гражданского кодекса РФ

1

-

МАОУ СОШ с.Песь

 

Всего

48

3451,7

 

 

В том числе:

 

 

 

 

Контрольная деятельность

7

433,3

 

 

Экспертно-аналитическая деятельность

41

3018.4

 

Дата создания: 14-02-2017
Дата последнего изменения: 31-10-2017
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.