КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР Администрации Хвойнинского муниципального района Новгородской области на 2015-2018 годы


239 Кб
скачать

 

 

Работодатель - Глава Хвойнинского муниципального района

__________________И.А.Виноградов

«____» _________________2015 года


Представитель работников - председатель Единого представительного органа первичной профсоюзной организации Администрации Хвойнинского муниципального района

_____________________Р.П.Носова

«_____»_________________2015 года


КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
Администрации Хвойнинского муниципального района
Новгородской области
на 2015-2018 годы

Юридические адреса сторон:

Работодатель - Глава Хвойнинского муниципального района: 174580, Новго-родская область, р.п.Хвойная, ул.Красноармейская, д.11.

Представитель работников - председатель Единого представительного ор-гана первичной профсоюзной организации Администрации Хвойнинского муниципального района: 174580, Новгородская область, р.п.Хвойная, ул.Красноармейская, д.11.

Коллективный договор прошел уведомительную регистрацию в органе по труду: в отделе труда Администрации Хвойнинского муниципального района
Главный служащий отдела труда Смирнова С.В._______________
Регистрационный № 11 от 26 июня 2015 года.

М.П

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в Администрации Хвойнинского муниципального района (далее - учреждение).
1.2. Коллективный договор заключен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 25-ФЗ), областным законом от 25 декабря 2007 года № 240-ОЗ «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области», иными нормативными правовыми актами.
1.3. Сторонами настоящего коллективного договора являются:
Работодатель, представитель нанимателя, в лице Главы Хвойнинского муниципального района Виноградова И.А., именуемый далее «работодатель», с одной стороны, и
муниципальные служащие, служащие и работники ЕДДС (далее – оперативные дежурные) Администрации муниципального района, именуемые совместно далее «работники», представленные Единым представительным органом первичной профсоюзной организации Администрации Хвойнинского муниципального района (далее - профсоюз) в лице председателя профсоюзной организации Носовой Р.П., с другой сторо-ны.
1.4. Предметом настоящего коллективного договора являются положе-ния, регулирующие социально-трудовые отношения, в том числе обязательства работников и работодателя по вопросам: оплаты труда, выплаты компенсаций, занятости, рабочего времени и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков, улучшения условий и охраны труда работников и др.
В настоящем коллективном договоре воспроизводятся также основные положения трудового законодательства и законодательства о муниципальной службе, имеющие наибольшее значение для ряда работников.
1.5. Настоящий коллективный договор заключен полномочными представителями сторон на основе равноправия сторон, свободы выбора при обсуждении вопросов, составляющих его содержание, реальности обеспечения принятых обязательств. Стороны подтверждают обязательность исполнения условий настоящего договора.
1.6. Профсоюз, действующий на основании Устава, является полномоч-ным представительным органом работников, защищающим их интересы при проведении коллективных переговоров, заключении, выполнении и изменении коллективного договора, а также представляющим и защи-щающим их интересы по вопросам социально-трудовых и связанных с трудом отношений.
Работодатель признает профсоюз как единственного полномочного представителя работников по данному коллективному договору.
1.7. Представители сторон коллективного договора предоставляют друг другу полную и своевременную информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения переговоров по заключению коллективного договора, о ходе его выполнения, о принимаемых решениях, затрагивающих трудовые, профессиональные и социально-экономические права и интересы работников, проводят взаимные консультации по социально-трудовым и экономическим проблемам и задачам учреждения.
1.8. Настоящий коллективный договор вступает в силу с 25 июня 2015 года и действует три года. Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
1.9. Положения настоящего коллективного договора распространяются на всех работников Администрации района, за исключением положений, касающихся предоставления дополнительных гарантий Профсоюза, которые распространяются только на членов Профсоюза.
1.10. Положения настоящего коллективного договора в полном объеме обязательны для выполнения работодателем, профсоюзом и работниками.
1.11. Изменения и дополнения в настоящий коллективный договор в те-чение срока его действия вносятся по взаимному соглашению сторон в порядке, предусмотренном действующим трудовым законодательством.
1.12. Пересмотр обязательств настоящего коллективного договора не может приводить к снижению уровня социально-экономического положения работников учреждения.
1.13. Работодатель знакомит с условиями коллективного договора, другими нормативными правовыми актами, в том числе локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, всех работников учреждения, а также всех вновь поступающих работников при их приеме на работу (муниципальную службу, службу).
1.14. Стороны один раз в год отчитываются о выполнении коллективного договора на собраниях трудового коллектива.
1.15. Настоящий коллективный договор сохраняет свое действие:
в случае изменения наименования учреждения, реорганизации учреждения в форме преобразования, прекращения полномочий действующего Главы Хвойнинского муниципального района, подписавшего коллективный договор;
при реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выде-ления учреждения - в течение всего срока реорганизации.
При реорганизации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего коллективного договора на срок до трех лет.
1.16. Стороны договорились проводить политику, направленную на создание системы социально-трудовых отношений в учреждении, максимально способствующей ее стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников.
В этих целях:
Работодатель имеет право:
заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (для муниципальных служащих), иными федеральными законами;
вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (для муниципальных служащих), иными федеральными законами;
принимать локальные нормативные акты;
создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них;
создавать производственный совет - совещательный орган, образуемый на добровольной основе из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, достижения в труде, для подготовки предложений по совершенствованию производственной деятельности, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и новых технологий, повышению производительности труда и квалификации работников. Полномочия, состав, порядок деятельности производственного совета и его взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом. К полномочиям производственного совета не могут относиться вопросы, решение которых в соответствии с федеральными законами отнесено к исключительной компетенции органов управления организации, а также вопросы представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов работников, решение которых в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами отнесено к компетенции профессиональных союзов, соответствующих первичных профсоюзных организаций, иных представителей работников. Работодатель обязан информировать производственный совет о результатах рассмотрения предложений, поступивших от производственного совета, и об их реализации;
реализовывать права, предоставленные ему законодательством о специальной оценке условий труда.
Работодатель обязан:
соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государ-ственным нормативным требованиям охраны труда;
обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;
вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ;
предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными норма-тивными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;
своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;
создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;
осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодатель-ством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Профсоюз обязуется:
способствовать успешной деятельности учреждения – Администрации Хвойнинского муниципального района по выполнению возлагаемых на нее задач, соблюдению работниками трудовой дисциплины, качественному выполнению трудовых обязанностей;
представлять и защищать права и интересы работников, на которых распространяются условия настоящего коллективного договора по вопросам социально-трудовых, а также связанных с трудом отношений;
оказывать бесплатную юридическую помощь через обком профсоюза;
регулярно осуществлять контроль за выполнением коллективного договора и соблюдением законодательства о труде, об охране труда;
оказывать социальную и материальную помощь работникам – членам профсоюза в лечебных, оздоровительных, спортивных и культурных мероприятиях;
участвовать в разработке и согласовании локальных нормативных актов с целью защиты социально-трудовых прав работников;
принимать меры по предупреждению трудовых споров и их урегулированию, способствовать созданию в коллективе благоприятного климата.
Работник имеет право на:
заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответ-ствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;
подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не за-прещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами;
обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответ-ственность за сохранность этого имущества) и других работников;
незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
1.17. Муниципальные служащие дополнительно к правам и обязанностям работника, указанным в пункте 1.16. настоящего коллективного договора осуществляют:
1. Права:
1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законода-тельством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;
6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы;
7) получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;
8) защиту своих персональных данных;
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений;
10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации.
Муниципальный служащий, за исключением муниципального служаще-го, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Федеральным законом № 25-ФЗ.
2. Обязанности:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные консти-туционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, Устав Хвойнинского муни-ципального района и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций;
4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
8) представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи;
9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Федеральным законом № 25-ФЗ и другими федеральными законами;
11) уведомлять в письменной форме своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомер-ное поручение. При получении от соответствующего руководителя поруче-ния, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного по-ручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Феде-рации.
3. Ограничения, связанные с муниципальной службой
1. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципаль-ную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицин-ской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения граж-данства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных госу-дарств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;
9) непредставления предусмотренных Федеральным законом № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;
10) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.
4. Запреты, связанные с муниципальной службой
1) замещать должность муниципальной службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;
б) избрания или назначения на муниципальную должность;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессио-нального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;
4) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
5) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
6) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обя-занностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
7) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
8) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
9) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
10) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
11) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
12) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
13) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;
14) входить в состав органов управления, попечительских или наблюда-тельных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправитель-ственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
15) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включен-ную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегу-лированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.18. Копии настоящего коллективного договора в обязательном порядке находятся в комитетах Администрации района.

Раздел 2. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

2.1. Содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и расторжения определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных для муниципальных служащих Федеральным законом № 25-ФЗ и областным законом «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области», другими нормативными правовыми актами, и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе, а также настоящим коллективным договором.
2.2. Трудовой договор заключается с работником в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается работодателем и работником. Трудовой договор является основанием для издания распоряжения о поступлении на муниципальную службу, службу, о приеме на работу.
2.3. Трудовые отношения в учреждении строятся на основании трудового договора, заключаемого между работниками и работодателем в письменной форме, как на неопределенный срок, так и на срок не более 5 лет (срочный трудовой договор). Трудовой договор хранится у каждой из сторон договора.
2.4. Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения в учреждении не могут быть установлены на неопределенный срок (т.е. на постоянную работу (службу) с учетом характера предстоящей работы (службы) или условий ее выполнения, с учетом категории профессии, замещаемой должности муниципальной службы или условий прохождения муниципальной службы, а также в случаях, непосредственно предусмотренных федеральными законами.
2.5. В трудовом договоре оговариваются сведения о работнике, обяза-тельные и дополнительные условия трудового договора, предусмотренные статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации и другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменном виде.
2.6. По инициативе работодателя изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается, как правило, по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, при продолжении работником работы без изменения его трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) в соответствии со статьей 74 Трудового кодекса Российской Федерации.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.
Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в учреждении работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или ниже оплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
2.7. При приеме на работу, поступлении на муниципальную службу, службу (до подписания трудового договора) работодатель обязан оз-накомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, настоящим коллективным договором.
2.8. При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.
Перечень лиц, испытание при приеме на работу которым не устанавливается, и сроки испытания при приеме на работу установлены статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации.
2.9. Прекращение трудового договора с работником может производиться только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (для муниципальных служащих).

Раздел 3. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

3.1. Режим рабочего времени в Администрации Хвойнинского муници-пального района определяется правилами внутреннего трудового распорядка Администрации Хвойнинского муниципального района (приложение № 1), а также условиями трудового договора.
3.2. Для работников устанавливается единый режим рабочего времени - 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), за исключением оперативных дежурных единой дежурно-диспетчерской службы Администрации района (далее - оперативные дежурные).
Для оперативных дежурных устанавливается суммированный учет рабочего времени, учетный период - месяц.
Предоставление оперативным дежурным выходных дней осуществляется по скользящему графику.
Оперативным дежурным обеспечивается возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха оперативных дежурных должна составлять не менее 42 часов.
Периодичность выполнения оперативными дежурными работ устанавливается в соответствии с графиком работы на определенный период, утверждаемым работодателем с учетом мнения профсоюза.
3.3. Работодатель обеспечивает соблюдение нормальной продолжительности служебного (рабочего) времени работников учреждения, составляющей не более 40 часов в неделю.
3.4. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.5. Неполное рабочее время устанавливается в соответствии со статьей 93 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.6. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещена. При-влечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни до-пускается только в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. Продолжительность рабочего дня, непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дня выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
Учитывая сложность и напряженность в работе, необходимость выполнения срочных поручений, от которых в дальнейшем зависит нормальная работа Администрации района в целом или ее отдельных структурных подразделений, допускается, с письменного согласия работника, привлечение его к работе в выходные дни.
Учет рабочего времени ведется специалистом приемной Главы района. Специалист приемной Главы района ведет также контрольный учет наличия (отсутствия) работников на рабочих местах в рабочее время.
Нахождение вне рабочего места (посещение учреждений и организаций, командировки) производится по разрешению непосредственного руководителя работника, время отсутствия отмечается в приемной Главы района. При нарушении этого порядка время отсутствия является неявкой на работу.
3.7. В случаях, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель может привлекать работников к сверхурочным работам только с их письменного согласия с учетом ограничений и гарантий, предусмотренных для инвалидов, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также с учетом мнения профсоюза.
3.8. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения профсоюза, не позднее чем за две недели до наступления календарного года. Стороны обязуются довести до сведения всех работников график ежегодных отпусков на следующий год.
О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее, чем за две недели до его начала.
Продление, перенесение, разделение и отзыв из ежегодного отпуска производится с согласия работника в случаях, предусмотренных статьями 124-125 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.9. Порядок и условия предоставления ежегодного основного и дополнительного оплачиваемых отпусков:
1) Муниципальному служащему предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет исходя из стажа муниципальной службы, исчисленный из расчета один календарный день за каждый год муниципальной службы, но не более 15 календарных дней. Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет соответствующей продолжительности возникает у муниципального служащего со дня достижения стажа муниципальной службы, необходимого для его предоставления;
2) Работникам (за исключением лиц, замещающих должности муници-пальной службы) предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
Оперативным дежурным помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу в особом режиме рабочего времени продолжительностью 5 календарных дней.
Работникам, включенным в перечень должностей работников Админи-страции района, которым установлен ненормированный рабочий день, помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день в следующем порядке:
работникам, замещающим в Администрации района должности служа-щих, - продолжительностью до 12 календарных дней в зависимости от стажа работы:
от 1 года до 5 лет – 3 календарных дня;
от 5 лет до 10 лет – 8 календарных дней;
свыше 10 лет – 12 календарных дней.
иным работникам, - продолжительностью 10 календарных дней в зависимости от стажа работы:
от 1 года до 5 лет – 3 календарных дня;
от 5 лет до 10 лет – 6 календарных дней;
свыше 10 лет – 10 календарных дней.
В стаж работы, дающей право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, включаются:
стаж работы в органах местного самоуправления;
стаж работы на предприятиях, в учреждениях, организациях, если занимаемые должности, опыт работы соответствуют профессиональным требованиям, кроме стажа на должностях, с которых работник был уволен за нарушение трудовой дисциплины;
время прохождения военной службы;
время обучения в учебных заведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров с отрывом от производства;
время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Периоды трудовой деятельности, опыт и знания по которой необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности служащего, могут включаться (засчитываться) в стаж работы служащего, дающий право на получение ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, на основании решения руководителя органа местного самоуправления муниципального района. Указанные периоды трудовой деятельности в совокупности не должны превышать пять лет.
Основным документом для определения стажа муниципальной службы, стажа работы, дающего право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, является трудовая книжка.
3.10. Работодатель обязуется:
3.10.1. предоставлять работникам отпуск (дни) с сохранением средней заработной платы в следующих случаях:
при рождении ребёнка в семье или усыновлении ребенка 1 календарный день;
в связи с переездом на новое место жительства 1 календарный день;
для проводов детей в армию, устройство детей в учебные заведения - до 2 календарных дней;
в случае бракосочетания работника (детей работника) до 3 календарных дней;
на похороны близких родственников до 3 календарных дней;
матерям (отцам), направляющим детей - школьников в первый класс - 1 день (1 сентября).
3.10.2. Работникам предоставляется время в течение рабочего дня:
в связи с мероприятиями в детском саду у детей работников учреждения (утренники, отправка детей в детский лагерь);
в связи с прохождением периодических медицинских осмотров (в том числе диспансеризации), беременным женщинам для прохождения медицин-ских обследований.
3.11. Для решения неотложных социально-бытовых вопросов, а также в иных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работнику, по его заявлению предоставляется отпуск без сохранения заработной платы. Продолжительность данного отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем.
3.12. Работнику, имеющему двух и более детей в возрасте до 14 лет, а также работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери (отцу), воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней в соответствии со статьей 263 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.13. При уходе в очередной отпуск муниципальным служащим и служащим выплачивается материальная помощь в размере трех окладов денежного содержания.
Материальная помощь по заявлению муниципального служащего, служащего может выплачиваться в другое время.
Оперативным дежурным выплачивается материальная помощь при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска по личному заявлению в размере двух окладов.
3.14. В течение рабочего дня работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его продолжительность устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка.

Раздел 4. ОПЛАТА ТРУДА И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛА-ТЫ

4.1. Работодатель обязуется оплачивать труд работников:
муниципальных служащих и служащих на основе Решения Думы Хвой-нинского муниципального района от 27.06.2011 N 54 "Об утверждении Положения о порядке определения денежного содержания и материальном стимулировании выборного должностного лица, муниципальных служащих, служащих Администрации Хвойнинского муниципального района", являющегося неотъемлемой частью данного коллективного договора (приложение № 2);
работникам, занимающим должности рабочих профессий в органах местного самоуправления Хвойнинского муниципального района постановление Администрации Хвойнинского муниципального района от 10.01.2012 № 11 «Об утверждении Положения об оплате труда работников, занимающих должности рабочих профессий в органах местного самоуправления Хвойнинского муниципального района», являющегося неотъемлемой частью данного коллективного договора (приложение № 3);
оперативных дежурных на основе постановления Администрации Хвойнинского муниципального района № 43 от 29.01.2011 «Об утверждении положения об оплате труда работников единой дежурно-диспетчерской службы при Администрации Хвойнинского муниципального района», являющегося неотъемлемой частью данного коллективного договора (приложение № 4).
4.1.1. Денежное содержание муниципальных служащих состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад) и ежемесячной квалификационной надбавки к должностному окладу за профессиональные знания и навыки, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К ежемесячным выплатам относятся:
ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
премия по результатам работы (за выполнение особо важных и сложных заданий);
ежемесячное денежное поощрение.
Размеры и условия денежного содержания муниципальных служащих устанавливаются в соответствии с Федеральным законом № 25-ФЗ, областными законами «О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области», «Об оплате труда в органах государственной власти, иных государственных органах Новгородской области», штатным расписанием и Положения о порядке определения денежного содержания и материальном стимулировании выборного должностного лица, муниципальных служащих, служащих Администрации Хвойнинского муниципального района.
4.1.2. Денежное содержание служащих состоит из должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премий по результатам работы, ежемесячного денежного поощрения.
Оплата труда служащих устанавливается в пределах размеров, установленных для оплаты труда работников, замещающих должности, не отнесенные к государственным должностям, штатным расписанием и Поло-жения о порядке определения денежного содержания и материальном стимулировании выборного должностного лица, муниципальных служащих, служащих Администрации Хвойнинского муниципального района.
4.1.3. Система оплаты труда оперативных дежурных включает в себя: размеры окладов по соответствующим профессиональным квалификационным группам, повышающие коэффициенты к должностным окладам, выплаты стимулирующего и компенсационного характера.
4.2. При совмещении должностей, выполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
4.3. За каждый час работы в ночное время (с 22 часов до 06 часов) производится доплата в размере в размере 40 процентов часовой тарифной ставки за каждый час работы.
4.4. Работникам, проходящим обучение, переквалификацию, повышаю-щим свой профессиональный уровень по направлению Администрации Хвойнинского муниципального района, на весь срок обучения сохраняется их средняя заработная плата.
4.5. Всё время работы в сверхурочное время оплачивается в двойном размере.
4.6. Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работнику в двойном размере с учетом всех причитающихся работнику выплат. По желанию работника за работу в выходной или нерабочий праздничный день ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере с учетом всех причитающихся работнику выплат, а день отдыха оплате не подлежит.
4.7. Денежное вознаграждение:
4.7.1. Муниципальным служащим выплачивается денежное вознагражде-ние в связи с юбилеями, выслугой лет на муниципальной службе на основании распоряжения Администрации Хвойнинского муниципального района в размере одного оклада денежного содержания по замещаемой должности муниципальной службы с ежемесячной надбавкой к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе.
Юбилейными датами считаются:
1) выслуга лет - 20, 25, 30, 35, 40, 45 лет;
2) юбилейные дни рождения - 50-летие, 55-летие, 60-летие, 65-летие.
Выплата денежного вознаграждения в целях поощрения муниципального служащего, осуществляется в пределах фонда оплаты труда, установленного Администрации Хвойнинского муниципального района, отраслевым органам Администрации Хвойнинского муниципального района.
4.8.2. Денежное вознаграждение служащим в связи с юбилеями выплачивается на основании распоряжения Администрации Хвойнинского муниципального района в размере одного должностного оклада по занимаемой должности с ежемесячной надбавкой к должностному окладу за выслугу лет.
Юбилейными датами считаются - 50-летие, 55-летие, 60-летие, 65-летие.
Выплата денежного вознаграждения в целях поощрения служащего осуществляется в пределах фонда оплаты труда, установленного Администрации Хвойнинского муниципального района, отраслевым органам Администрации Хвойнинского муниципального района.
4.8.3 Работникам единой дежурно-диспетчерской службы при Админи-страции района выплачивается материальная помощь к юбилею, рождению ребенка, смерти близких родственников в размере одного должностного оклада.
Юбилейными датами считаются:
1)юбилейные дни рождения - 50-летие и каждые 5 лет.
Премирование работников единой дежурно-диспетчерской службы осуществляется в пределах фонда оплаты труда, установленного Администрации Хвойнинского муниципального района.
4.8.4. В целях повышения социальной защищенности и материальной заинтересованности в своевременном и качественном выполнении своих служебных обязанностей Главе района, муниципальным служащим, служащим может быть оказано денежное поощрение в виде: материальной помощи, премии, иной выплаты дополнительно к размеру материальной помощи, установленной п. 10.2 Положения о порядке определения денежного содержания и материальном стимулировании выборного должностного лица, муниципальных служащих, служащих Администрации Хвойнинского муниципального района, на основании распоряжения Администрации района в пределах фонда оплаты труда, установленного на соответствующий финансовый год. Сумма иного денежного поощрения предельными размерами не ограничивается.
4.9. Работодатель обеспечивает целевое использование средств, направ-ленных на оплату труда работников учреждения.
4.10. Денежное содержание, заработная плата выплачивается два раза в месяц:
25 числа каждого месяца – аванс, 15 числа месяца, следующего за отчетным – окончательный расчет за месяц работы.
Расчетные листки с указанием всех видов начислений и удержаний вы-даются работникам за день до срока выдачи заработной платы.
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения профсоюза в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Работодатель обязуется по письменному заявлению работников перечислять заработную плату на указанные ими счета в кредитных учреждениях.
Плановый размер аванса устанавливается из расчета до 50 процентов среднего месячного заработка по согласованию с работником.
Внеплановый аванс выдается работникам по их личным заявлениям в счет заработной платы в размере до 80 процентов среднего месячного заработка.
4.11. Заработная плата за время отпуска выплачивается не позднее чем за 3 дня до начала отпуска. В случае невыплаты заработной платы за время отпуска в установленный срок отпуск переносится по желанию работника до получения им отпускных выплат.
4.12. Повышение уровня заработной платы и ее индексация производятся в сроки и порядке, предусмотренном законодательством.
4.13. В соответствии со статьей 37-1 Устава Хвойнинского муниципаль-ного района муниципальным служащим района ежегодно выплачивается единовременная выплата на лечение (оздоровление), размер которой устанавливается Думой района ежегодно при принятии решения о бюджете района на очередной финансовый год. Порядок выплаты единовременной выплаты на лечение (оздоровление) определяется Администрацией района.
Единовременная выплата на лечение (оздоровление) муниципальным служащим Хвойнинского муниципального района производится муниципальным служащим ежегодно к оплачиваемому отпуску, в целях проведения муниципальным служащим мероприятий по лечению и оздоровлению, является компенсационной выплатой муниципальному служащему связанной с интенсивностью труда и ненормированным рабочим днем.

Раздел 5. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ

5.1. Все основные вопросы трудовых и иных, связанных с ними отношений, решаются работодателем совместно с профсоюзом.
5.2. Работодатель обязуется:
5.2.1. Рассматривать вопросы, связанные с сокращением численности или штата работников, предварительно с участием профсоюза (статья 82 Трудового кодекса Российской Федерации).
5.2.2. Осуществлять в соответствии с действующим трудовым законодательством, Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» согласованные с профсоюзом мероприятия по обеспечению занятости работников.
5.2.3. Информировать профсоюз учреждения о сокращении численности или штата работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до сокращения соответствующих должностей.
5.2.4. При принятии решения о ликвидации учреждения или решения о сокращении численности или штата работников, которое может привести к массовому увольнению работающих, работодатель не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий сообщает в письменной форме органам службы занятости и профсоюзу информацию о возможных массовых сокращениях должностей и увольнениях работников, их числе, категориях и сроке, в течение которого их намечено осуществить.
5.2.5. Высвобождаемым работникам предоставляются гарантии и компенсации согласно действующему законодательству.
5.2.6. Учитывать при рассмотрении преимущественного права на замещение должностей муниципальной службы или на оставление на работе при сокращении численности или штата работников учреждения нормы статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, нормы законодательства о муниципальной службе.
Помимо категорий работников, пользующихся в соответствии со статьей 179 Трудового кодекса Российской Федерации преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации, право на оставление на работе (на службе) предусматривается для:
лиц предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии) и проработавших в учреждении свыше 10 лет;
лиц в семье, которых один из супругов имеет статус безработного или пенсионера.
Не допускается увольнение одновременно двух работников из одной семьи.
5.2.7. Предоставлять работникам, получившим уведомление об увольнении по пунктам 1 и 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации свободное от работы время не менее 4 часов в неделю для самостоятельного поиска новой работы с сохранением заработной платы.
5.2.8. Производить увольнение членов профсоюза по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 3, 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом мотивированного мнения профсоюза.
5.3. Работодатель обязуется обеспечить сохранность документов работ-ников (личных карточек, личных дел, иных документов по учету кадров, бухгалтерской документации, содержащих в себе сведения о заработной плате работников, пр.), а при реорганизации, ликвидации учреждения сдать данные документы в архив в надлежащем порядке. Работодатель несет ответственность за сохранность указанных выше документов, согласно действующего законодательства.
5.4. Профсоюз обязуется сохранять высвобождаемых работников на профсоюзном учёте вплоть до трудоустройства, осуществлять содействие им в поиске работы, оказывать посильную материальную помощь.

Раздел 6. УСЛОВИЯ И ОХРАНА ТРУДА

6.1. Работодатель обязуется обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законода-тельством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (по должностям требующих выдачу);
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обу-чение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
расследование и учет в установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Россий-ской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессио-нальных заболеваний;
санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами сроки;
обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
ознакомление работников с требованиями охраны труда;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для ра-ботников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов;
наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
6.2. Профком обязуется:
содействовать созданию в учреждении здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда и экологической безопасности;
принимать меры по выполнению работниками норм, правил, инструкций по охране труда;
через уполномоченных профсоюза по охране труда осуществлять кон-троль за состоянием охраны труда, и экологической безопасности в учреждении за соблюдением законных прав и интересов работников по этим проблемам.
6.3. Расследование несчастных случаев проводится специально созданной комиссией с обязательным участием представителей профсоюза в соответствии с порядком, установленным законодательством.
6.4. Работникам, осуществляющим свой рабочий процесс на компьютерах предоставляется в течение рабочего дня два дополнительных технологических перерыва: с 11.00. часов до 11.15. часов, с 15.45. часов до 16.00. часов.

Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И ЛЬГОТЫ

7.1. Работодатель обязуется:
7.1.1. Обеспечить качественную и своевременную подготовку сведений о стаже и заработке работников для государственного пенсионного обес-печения, включая льготную пенсию, а также полное и своевременное перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; информировать работников о сведениях, представленных в органы Пенсионного фонда;
7.1.2. Организовать совместно с профсоюзом отдых и лечение работников в период отпуска и детей работников в детских оздоровительных лагерях (центрах) в период школьных каникул;
7.2. Работодатель и профком принимают на себя обязательства по организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с работниками.
7.3. Профсоюз гарантирует для работников, являющихся членами профсоюза из средств профсоюзного бюджета:
1) Отдых и лечение:
- отдых и лечение на «Курорте Старая Русса» от Новгородской областной Федерации профсоюзов (для членов профсоюза предоставляется со скидкой);
- лечение зубов от Новгородской областной Федерации профсоюзов в поликлинике «Профстом» (от 5 до 30 % скидки);
2) материальную помощь в следующих случаях и размере:
смерти близких родственников (супруги, дети, родители) – до 2 тысяч рублей;
рождения ребенка – 1000 рублей;
при вступлении работника в брак – 1000 рублей
с юбилейными датами: 50 лет – 1000 рублей; 55 лет и 60 лет – 1500 рублей;
трудовые юбилеи 15 лет – 500 рублей; 20 лет – 1000 рублей, 25, 30, 35 и т.д. – 1500 рублей.


Раздел 8. УСЛОВИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ МО-ЛОДЕЖИ

8.1. Работодатель обязуется:
8.1.1. Создать условия, способствующие адаптации молодых специали-стов к трудовой деятельности, их активному участию в жизни коллектива;
8.1.2. Предоставлять возможность повышения квалификации и получения специальности в учреждениях высшего профессионального образования;
8.1.3. С целью привлечения на работу в учреждение молодежи преду-сматривать возможность трудоустройства лиц, закончивших профильные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
8.2. Профсоюз обязуется:
8.2.1. Создать комиссию по работе с молодежью;
8.2.2. Оказывать содействие в организации досуга молодежи, проведе-нии культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
8.2.3. Активно использовать законодательно-нормативную базу молодежной политики с целью совершенствования работы по защите социальных прав и гарантий работающей молодежи;
8.2.4. Оказывать помощь молодежи в соблюдении установленных для нее законодательством льгот и дополнительных гарантий;
8.2.5. Информировать молодых работников о задачах и деятельности профсоюзной организации в вопросах защиты их социально-трудовых прав и экономических интересов, поощрять молодежный профсоюзный актив учреждения, ведущий эффективную производственную и общественную работу;
8.2.6. Проводить работу по вовлечению молодых людей в члены Профсоюза;
8.2.7. Оказывать материальную помощь при вступлении молодого работника в брак, при рождении ребенка членам профсоюза в зависимости от профсоюзного стажа.

Раздел 9. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПРОФСОЮЗА

Профсоюз обязуется:
9.1. Представлять и защищать права и интересы членов профсоюза по социально-трудовым вопросам в соответствии с Трудовым кодексом Рос-сийской Федерации, и иными законами и нормативными правовыми актами.
Представлять во взаимоотношениях с работодателем интересы работников, не являющихся членами профсоюза, в случае, если они уполномочили профком представлять и защищать их интересы;
9.2. Осуществлять контроль за соблюдением работодателем и его пред-ставителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
9.3. Представлять и защищать трудовые права членов профсоюза в ко-миссии по трудовым спорам и суде.
9.4. Совместно с работодателем организовывать мероприятия по летнему оздоровлению детей работников.
9.5. Осуществлять контроль за правильностью и своевременностью предоставления работникам отпусков и их оплаты.
9.6. Участвовать в работе комиссии по аттестации муниципальных слу-жащих.
9.7. Контролировать своевременность регистрации работников в системе персонифицированного учета и представления работодателем в пенсионные органы достоверных сведений о заработке и страховых взносах работников, а также своевременное и в полном объеме перечисление работодателем отчислений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. В этих целях профком создает комиссию по пенсионным вопросам.
9.8. Оказывать материальную помощь, поощрять членов профсоюза.
9.9. Совместно с работодателем осуществлять культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в учреждении.
9.10. Способствовать соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, полному, своевременному и качественному выполнению ими служебных и трудовых обязанностей;
9.11. Добиваться от работодателя отмены управленческих решений, противоречащих законодательству о труде, охране труда, обязательствам коллективного договора, соглашениям, принятых локальных нормативных актов без необходимого согласования с профсоюзом;
9.12. Представлять интересы членов профсоюза и работников, не являющихся членами профсоюза, но уполномочивших профком представлять их интересы, при решении вопросов об их увольнении по инициативе работодателя;
9.13. Добиваться обеспечения работодателем здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах, улучшения санитарно-бытовых условий, выполнения требований по охране труда;
9.14. Осуществлять контроль за соблюдением действующего законода-тельства и нормативно-правовой базы в области занятости;
9.15. Осуществлять контроль за соблюдением работодателем законода-тельства об охране труда в учреждении, добиваться устранения выявленных нарушений;
9.16. Способствовать созданию благоприятных условий для повышения жизненного уровня работников и членов их семей;
9.17. Готовить предложения, направленные на улучшение работы по охране труда, здоровья, условиям работы в организации, контролировать расходы на социальную защиту и оздоровление работников.

Раздел 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ГАРАНТИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОФСОЮЗА

10.1. Работодатель и профсоюз строят свои взаимоотношения на принципах социального партнерства, сотрудничества, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими законодательными актами.
10.2. Стороны договорились о том, что:
10.2.1. Не допускается ограничение гарантированных законом социально-трудовых и иных прав и свобод, принуждение, увольнение или иная форма воздействия в отношении любого работника в связи с его член-ством в профсоюзе или профсоюзной деятельностью.
10.2.2. Профсоюз осуществляет в установленном порядке контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 370 Трудового кодекса Российской Федерации).
10.2.3. Увольнение работника, являющегося членом профсоюза, по пункту 2, пункту 3 и пункту 5 статьи 81 Трудового кодекса Российской Феде-рации, производится с учетом мотивированного мнения профсоюза.
10.2.4. Работодатель обязан предоставить профсоюзу безвозмездно по-мещение для проведения собраний, заседаний, хранения документации, воз-можность размещения информации в доступном для всех работников месте, право пользоваться средствами связи и оргтехникой.
10.2.5. Работодатель обеспечивает ежемесячное бесплатное перечисление на счет профсоюзной организации членских профсоюзных взносов из заработной платы работников учреждения, являющихся членами профсоюза, при наличии их письменных заявлений.
В случае если работник уполномочил профком предоставлять его интересы во взаимоотношениях с работодателем, то на основании его письменного заявления работодатель ежемесячно перечисляет на счет первичной профсоюзной организации денежные средства из заработной платы работника в размере 01 процента.
Членские профсоюзные взносы перечисляются на счет первичной проф-союзной организации в день выплаты заработной платы. Задержка перечисления средств не допускается.
10.2.6. Работодатель освобождает от работы с сохранением среднего заработка председателя и членов профсоюза на время участия в качестве делегатов созываемых Профсоюзом съездов, конференций, а также для участия в работе выборных органов Профсоюза, проводимых им семинарах, совещаниях и других мероприятиях.
10.3. Работодатель предоставляет профсоюзу учреждения необходимую информацию по любым вопросам труда и социально-экономического развития учреждения.
10.4. Члены профсоюза включаются в состав комиссии учреждения по аттестации работников, аттестации рабочих мест, охране труда, социальному страхованию и др.
10.5. Работодатель принимает решения с учетом мнения (по согласова-нию) профсоюза в случаях, предусмотренных законодательством и настоящим коллективным договором.
В частности, работодатель с учетом мнения (по согласованию) профсоюза рассматривает следующие вопросы:
привлечение к сверхурочным работам (статья 99 Трудового кодекса Российской Федерации);
разделение рабочего времени на части (статья 105 Трудового кодекса Российской Федерации);
привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (статья 113 Трудового кодекса Российской Федерации);
очередность предоставления отпусков (статья 123 Трудового кодекса Российской Федерации);
установление заработной платы (статья 135 Трудового кодекса Россий-ской Федерации);
массовые увольнения (статья 180 Трудового кодекса Российской Федерации);
установление перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (статья 101 Трудового кодекса Российской Федерации);
утверждение Правил внутреннего трудового распорядка (статья 190 Трудового кодекса Российской Федерации;
создание комиссий по охране труда (статья 218 Трудового кодекса Рос-сийской Федерации);
составление графиков сменности (статья 103 Трудового кодекса Российской Федерации);
утверждение формы расчетного листка (статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации);
применение и снятие дисциплинарного взыскания по истечении 1 года со дня его применения (статьи 193, 194 Трудового кодекса Российской Федерации);
установление сроков выплаты заработной платы работникам (статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации) и другие вопросы.
10.6. Работодатель признает, что профсоюз является полномочным представителем работников по вопросам:
защиты социально-трудовых прав и интересов муниципальных служащих и работников (статья 29 Трудового кодекса Российской Федерации);
содействия их занятости;
ведения коллективных переговоров, заключения коллективного договора и контроля за его выполнением;
соблюдения законодательства о труде;
урегулирования индивидуальных и коллективных трудовых (служебных) споров.

Раздел 11. КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

11. Стороны договорились:
11.1. Осуществлять контроль за выполнением коллективного договора;
11.2. Рассматривать в семидневный срок все возникающие в период действия коллективного договора разногласия и конфликты, связанные с его выполнением;
11.3. Соблюдать установленный законодательством порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, использовать все возможности для устранения причины, которые могут повлечь возникновение конфликтов с целью предупреждения использования работниками крайней меры их разрешения-забастовки.
11.4. В случае нарушения или невыполнения обязательств коллективного договора виновная сторона или виновные лица несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.
11.5. Переговоры по заключению нового коллективного договора будут начаты за 3 месяца до окончания срока действия данного договора;
11.6. Ни одна из сторон не может в течение установленного срока дей-ствия коллективного договора в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

 

Дата создания материала: 23-11-2015. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *

Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.